•  © img.geliophoto.com

    Новосибирский завод химконцентратов — крупнейшее предприятие ядерно-топливного цикла России. Около 6% энергетических реакторов мира работают на топливе, изготовленном на НЗХК. Ещё завод известен как единственный в стране производитель металлического лития и соединений на его основе. Его продукция покрывает 70% от мирового потребления Лития-7. Предприятие входит в структуру топливной компании ТВЭЛ госкорпорации «Росатом».

  • Специалистами института ТатНИПИнефть (Бугульма) и ООО «НТЦ Татнефть «(резидент «Сколково») разработана технология извлечения коммерчески востребованных металлов из попутно добываемых пластовых вод. Разработка позволяет на базе существующей инфраструктуры месторождений РФ создать экономически эффективное производство.

    Перспективными для извлечения из пластовых вод на объектах подготовки воды «Татнефти» могут стать соединения лития, рубидия, йода. Успешная апробация установки для извлечения лития была проведена на одном из нефтепромысловых объектов «Татнефти».

    Используемая для поддержания пластового давления (ППД) попутно добываемая с нефтью вода представляет собой высокоминерализованный рассол, содержащий в себе от 70 до 300 кг/м3 растворенных солей.Технология реализуется с применением селективных ионообменных смол и получением первичных концентратов целевого металла, последующим их концентрированием и очисткой.

    Среди преимуществ разработки называются экологичность процедур извлечения и последующего обогащения металлов, нетоксичность используемых химических реагентов и безотходность.Использование попутно добываемых вод в качестве гидроминерального сырья не требует строительства новых добывающих скважин или дорогостоящих горных разработок. Отсутствуют значительные расходы на организацию необходимого массопереноса, который уже воплощен в системе ППД.

    •  © zr.ru

    На международной выставке «Интербат-2018» прошедшей в Москве, Лиотех презентовал прототип мобильного накопителя электроэнергии на основе литий-ионных технологий. Начало серийного производства мобильных накопителей запланировано на вторую половину 2018 года.

    Традиционно в качестве мобильных автономных источников энергии используются бензиновые и дизельные генераторы, основными недостатками которых являются выхлопные газы, шум и пожароопасность.

    Тем не менее из-за отсутствия альтернативных решений бензиновые и дизельные генераторы широко используются при проведении ремонтных и строительно-монтажных работ, в загородных домах и даже в городских парках и при проведении культурно-массовых мероприятий.

    Компания Лиотех предлагает альтернативное решение — мобильный накопитель энергии на литий-ионных аккумуляторах. Это бесшумный, экологичный и безопасный автономных источник энергии, который в отличие от генераторов не требует обслуживания и работает при температурах ниже минус 20 градусов.

  • НИТУ «МИСиС» разработал опытно-промышленную установку для извлечения лития из отходов рудного производства и отработанных литий-ионных источников тока. При этом стоимость конечного продукта получается ниже импортируемого сегодня Китайского аналога.

    • © Фото: Volker Springel, Virgo Consortium
    • © Фото: Volker Springel, Virgo Consortium

    МОСКВА, 19 сен — РИА Новости.Астрофизики из МФТИ и ИКИ РАН выяснили, что атомы гелия играли ключевую роль в рождении первых галактик в ранней Вселенной и в формировании той глобальной «космической паутины», в которой мы сегодня живем, говорится в статье, опубликованной в журнале MNRAS.

    «Процесс рождения галактик начинается с быстрого сжатия темной материи, и затем в эту зону начинает стекать газ. Мы считаем, что в этом потоке газа частицы разных масс будут двигаться с неравными скоростями. Гелий — более тяжелая частица, значит, она будет оседать быстрее водорода в гравитационном поле формирующейся галактики», — заявил Сергей Сазонов из Института космических исследований РАН, чьи слова приводит пресс-служба МФТИ.

  • Новое оборудование заменит импортные аналоги на российских буровых установках

    Холдинг «Росэлектроника» разработал серию высокотемпературных литиевых батарей для автономного питания телеметрических систем бурового оборудования.

    Особенностями серии номинальным напряжением 13,4, 16,5, 27, 33,5 В являются широкий температурный диапазон работы (от 0 до +150 °С/+165 °С), высокая надежность и длительная устойчивость к вибрационным и ударным нагрузкам. Разработчиком серии выступила входящая в «Росэлектронику» компания «Литий-Элемент» (Саратов).

    Химики из Московского государственного университета (МГУ) имени Михаила Ломоносова совместно с зарубежными коллегами создали материал, способный резко повысить скорость зарядки литий-ионных аккумуляторов. Разработка позволяет за 90 секунд зарядить до 75 процентов от первоначальной емкости батареи. Результаты исследований ученые опубликовали в журнале Chemistry of Materials, а кратко о них сообщается в пресс-релизе университета, поступившем в редакцию «Ленты.ру».

  • ЗАО «Тролза» объявляет об успешном завершении испытаний нового поколения троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Тестирование проводилось в реальных эксплуатационных условиях — на троллейбусных маршрутах города Энгельс.

    Применение литий-ионных аккумуляторов от портфельной компании РОСНАНО «Лиотех» позволило добиться рекордных эксплуатационных показателей — с полной нагрузкой и работающей системой кондиционирования троллейбусы способны проехать до 72 км в режиме автономного хода.

    Батарейный блок троллейбуса — 4 контейнера по 36 ячеек — имеет общую ёмкость 100 кВт⋅ч и полностью заряжается за 2 часа. Система термостатирования батарейного блока позволяет использовать троллейбус в любых климатических условиях, а возможность автономного хода существенно снижает траты на открытие новых маршрутов и развитие троллейбусной инфраструктуры — строительство и обслуживание контактных электросетей и дополнительных электроподстанций.

  • В городе Новоуральск Свердловской области в рамках реализации стратегии Топливной компании Росатома «ТВЭЛ» по производству продукции общепромышленной деятельности начато серийное изготовление накопителей энергии на литий-ионных аккумуляторах.

    Этому знаковому событию для Новоуральского кластера предшествовали успешно проведенные в АО «Уральский электрохимический комбинат» комплексные типовые испытания штатной электротележки, оборудованной специалистами ООО «Уралприбор» (оба предприятия входят в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ») опытным накопителем на аккомуляторах.

  • ООО «Научный центр «Автономные источники тока» совместно с ведущим Российским производителем щелочных аккумуляторов ПАО «Завод автономных источников тока», дали старт новому проекту по производству полного цикла литий-ионных аккумуляторов. Планируемая мощность нового производства — более 100 мВт*ч в год.

    По словам руководителя проекта, доктора технических наук Вячеслава Волынского, новые аккумуляторные батареи будут иметь беспрецедентное для мирового рынка качество. Заявленный объем востребован широким кругом потребителей, среди которых: РЖД, Россети, МО РФ, Федеральное космическое агентство (Роскосмос), Росатом, газовая и нефтеперерабатывающая промышленности, телекоммуникационные компании, электротранспорт, источники бесперебойного питания.

    Для реализации проекта разработана и освоена уникальная и высококонкурентная технология производства литий-ионных аккумуляторов с учетом ресайклинга. Отличительными особенностями аккумуляторов, являются сочетание высокой удельной энергии, длительного срока службы и безопасности. Все разработки защищены российскими и международными патентами.

    По словам руководителя проекта, данная технология идеально подходит, в частности, для систем накопления энергии большой мощности (СНЭ). Потребность в СНЭ остро ощущается в изолированных энергосистемах Дальнего Востока, Северного Кавказа, районов Крайнего Севера, где их применение позволит снизить стоимость электроэнергии и добиться лучшего качества энергоснабжения, что обеспечивает инвестиционную привлекательность проекта для предприятий энергетической отрасли.

    Безусловно, важным проект представляется в плане импортозамещения высокотехнологичной продукции. Партнеры планируют в течение первых двух лет работы выйти на 100% уровень использования отечественных материалов и комплектующих. Срок реализации проекта - 2017 год.

    «Волжский погрузчик», серия VP E

    Тип: электропогрузчики Грузоподъемность: 1,5-1,8 т

    Начнем обзор с техники российского производства. Компания «Спецтехлогистика», которой принадлежит торговая марка «Волжский погрузчик», провела модернизацию электропогрузчиков серии VP E, суть которой состоит в замене кислотно-щелочных батарей литий-ионными. Время зарядки — 1 час.

    16-я международная выставка строительной техники и технологий СТТ' 2015 принимала гостей со 2-ого по 6-е июня на площадке Крокус Сити Холла в Москве.

    Для многих компаний выставка является традиционной ареной демонстрации новинок в промышленном сегменте. Этот год не стал исключением — компания Спецтехлогистика (торговая марка «Волжский погрузчик»), производитель подъемно-транспортной техники для промышленных предприятий, представила первый российский электропогрузчик на литий-ионных аккумуляторах.

    В конце 2014 года в ОАО «НИИЭИ» (Научно-исследовательский и проектно-технологический институт электроугольных изделий) была успешно завершена многолетняя работа по созданию унифицированного ряда высокоемкостных литий-ионных аккумуляторов для техники широкого спектра применения.

    Отличительной особенностью исследований, проведенных в институте в 2014 году с литий-ионными аккумуляторами, является разработка автономных источников тока силового типа, работающих в стартерных режимах, что весьма актуально для автотранспорта и авиации.

    Современное научно-техническое развитие требует автономных химических источников тока с максимальной удельной энергией и мощностью. Наиболее привлекательными в этом качестве являются литий-ионные аккумуляторы, значительно превосходящие, широко применяемые свинцово-кислотные и никель-кадмиевые аккумуляторы. Сегодня институт готов к разработке и изготовлению литий-ионный аккумуляторов под требования заказчика объемом выпуска до 150 000 Ач в год.

    Энгельсское ЗАО «Тролза» завершило реализацию контракта на поставку 10 уникальных троллейбусов в Нальчик. В декабре троллейбусы «Тролза-5265» «Мегаполис» вышли на улицы столицы Кабардино-Балкарии. На презентации машин глава республики Юрий Коков высоко оценил качество и преимущества нового общественного транспорта.

    Троллейбусы, поставленные в Нальчик, оснащены функцией удлиненного автономного хода (УАХ) до 20 километров (движение без использования контактной сети). Это первая в России серийная поставка подобных троллейбусов. Машины оборудованы литий-ионными батареями отечественного производства ООО «Лиотех» (ОАО «РОСНАНО»). Троллейбусы с УАХ обладают рядом преимуществ, таких как создание новых маршрутов без привязки к контактной сети и кардинальное сокращение расходов на постройку троллейбусной инфраструктуры.

    Ранее об этом на СУН: sdelanounas.ru/blogs/54712/

  • Генератор P-Gen 5 кВт потребляющий в 7 раз меньше топлива, чем классический аналогичной мощности.

    Компания «Силовая электроника», для решения проблемы автономного электроснабжения, разработала прототип первого в мире генератора, потребляющего в 7 раз меньше топлива, чем классический. В настоящее время компания привлекает инвестиции через crowdfunding платформу indiegogo.com для запуска серийного производства.

    "Лиотех" (проектная компания "РОСНАНО") разработал и приступил к выпуску новой продукции - литий-ионного аккумулятора (ЛИА) номинальной емкости 300 А/ч с улучшенными характеристиками. Перспективная продукция была создана в рамках реализации новой стратегии "Лиотех", утвержденной ОАО "РОСНАНО".

    В процессе модернизации на заводе были переоснащены лаборатории входного и выходного контроля. При производстве аккумуляторов и их комплектующих опробованы и готовятся к внедрению в производственный цикл операции высокой точности - лазерная резка базовых электродов (вместо вырубки), ультразвуковая сварка (вместо болтового соединения) и др.

    Новый продукт создан, и предприятие готово представить его партнерам для внедрения на объектах энергетики, ЖКХ, в электротранспорте, телекоме и других отраслях.

  • Научно-производственный центр «Ригель» (г. Санкт-Петербург) запускает инновационный производственный комплекс по выпуску литий-ионных аккумуляторов. Проект обошелся в 1,5 млрд рублей.  

    Новый производственный комплекс на базе НПЦ «Ригель» будет выпускать литий-ионные аккумуляторы, которые будут использоваться в военной и специальной технике (преимущественно для ВМФ России), а также в электромобилях и сетевых накопителях энергии. 

  • 7 сентября между компаниями ООО «Лиотех» и ООО «Центр инновационного развития СТМ» (ЦИР СТМ) в рамках мероприятий, посвящённых празднованию 175-летия РЖД, был подписан Меморандум о сотрудничестве. 

    В соответствии с достигнутыми договорённостями, компании планируют вести совместные разработки по нескольким направлениям: оснащение гибридного локомотива ТЭМ9Н SynaraHybrid литий-ионными аккумуляторами (ЛИА); разработка накопителей энергии и источников бесперебойного питания на основе ЛИА для повышения энергоэффективности и  энергобезопасности потребителей РЖД;разработка энергосберегающих гибридных технологий для магистральной железнодорожной техники, а также литий-ионных батарей большой мощности, оснащенных системами контроля и управления производства ЦИР СТМ.

    Во всех разработках будут применяться литий-ионные аккумуляторы «Лиотех».

  • Для решения вопроса освещения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта Госкорпорацией «Росавтодор Северо-Запад» был объявлен конкурс проектов по разработке и внедрению автономных систем освещения, в котором заявили свое участие четыре компании.

    Пилотная апробация проектов, которая проходит на Таллиннском шоссе под Петербургом, показывает, что проект автономного освещения с использованием сразу четырех продуктов наноиндустрии - светодиодной светотехники, солнечных модулей, композитных материалов и литий-ионных батарей – является наиболее успешным и экономически оправданным.

    Автономная опора создана совместными усилиями инновационных компаний ООО «Лиотех», ООО «Оптилайт», ОАО «Амира» и ООО «Хевел», объединенных кластерным соглашением.



    Пилотными установками освещены четыре остановки общественного транспорта. Принцип работы автономных осветителей таков: в течение дня установка аккумулирует энергию с помощью солнечных батарей, а с наступлением темноты по команде датчика освещённости включается светодиодный светильник. Дополнительно конструкция оснащается ветрогенератором, и в этом случае освещение обеспечено энергией ветра. Установка имеет ряд неоспоримых преимуществ: высокая надежность, возможность использования возобновляемых источников энергии, отсутствие необходимости обслуживания и дополнительной электроэнергии для ее работы.

  • ООО «Лиотех», ООО “Системы управления хранением энергии” («СУХЭ») и “НТПЦ БелКоммунмаш” (республика Беларусь) подписали соглашение о сотрудничестве в области создания электротранспорта с автономным ходом. В республике Беларусь придается большое значение внедрению инновационных технологий в транспортную инфраструктуру, чему в немалой степени способствуют высокие цены на энергоносители, а также необходимость обновления существующего парка городского электротранспорта. А относительно низкие цены на аккумуляторы «Лиотех» по сравнению с зарубежными аналогами, делают решения на их основе привлекательными с экономической точки зрения.

    Соглашение между крупнейшим российским производителем литий-ионных аккумуляторов (Лиотех), компанией-проектировщиком систем автоматизированного использования автономных источников тока (СУХЭ) и компанией-заказчиком (НТПЦ БелКоммунмаш) предполагает создание энергоэффективных электротранспортных средств (ЭТС) - троллейбусов с удлинённым автономным ходом, электробусов большого класса, трамваев с автономным ходом и специальной техники. Первые пилотные образцы техники будут созданы, ориентировочно, не позднее 1 февраля будущего года. 

     

  • Крупнейший в России производитель литий-ионных аккумуляторов и ведущая проектная компания в области технологического инжиниринга заключили Соглашение о сотрудничестве.

    Компания «Тэтра Инжиниринг» специализируется на решении комплексных задач по бесперебойному энергоснабжению промышленных объектов, строительных и транспортных площадок, ритейла, коммерческой недвижимости, жилых комплексов. Стороны выразили намерения в реализации совместных проектов по внедрению систем накопления электроэнергии с использованием литий-ионных аккумуляторов «Лиотех» для медицинских стационаров, телекоммуникационных компаний, торговых комплексов, а также для нужд строительных компаний и энергетических объектов. Соглашение предполагает создание Технической рабочей группы для проектирования и разработки комплексных решений на базе ЛИА «Лиотех», а также их совместное продвижение на рынок.