•  © rosatom.ru

    В ООО «Научно-производственном объединении «Центротех» (г. Новоуральск, входит в состав Топливной компании Росатома «ТВЭЛ») завершено изготовление основных частей опытного образца новой системы накопления энергии для троллейбусов.

    В основе новой системы накопления энергии (СНЭ) — литий-ионные аккумуляторы, благодаря которым троллейбус сможет проезжать до 30 км без контактной сети. При этом тяговая аккумуляторная батарея разряжается на 50%, затем при движении троллейбуса под контактной сетью с поднятым пантографом в течение 1 часа батарея полностью заряжается. Это обеспечивает увеличенный автономный ход троллейбуса.

    «Специалисты новоуральского «Центротеха» изготовили свою часть опытного образца, — пояснил руководитель программы «Электротехническая продукция» НПО «Центротех» Александр Фефелов. — Сейчас наш инжиниринговый партнер завершит изготовление опытного образца, организует установку и проведение ходовых испытаний в составе троллейбуса».

    «Изготовленный образец существенно расширяет возможности уже существующих троллейбусных линий в городах, — пояснил Сергей Дерягин, руководитель проекта «СНЭ для городского электротранспорта» НПО «Центротех». — Можно включать в маршруты троллейбусов заезды в новые жилые микрорайоны, но при этом не тянуть туда новую контактную сеть со всей инфраструктурой».

    Разработка конструкторской документации началась в ноябре 2017 года. Следующим этапом стало изготовление опытного образца. До конца года планируется провести испытания опытного образца и начать подготовку серийного производства новых систем накопления энергии для троллейбусов с увеличенным автономным ходом.

    •  © www.atominfo.ru

    Волгодонский филиал компании «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) приступил к наплавке и сварке узлов оборудования для АЭС «Аккую» в Турции.

    Запуск работ одобрило турецкое агентство по атомной энергии (ТАЕК).

    Представители ТАЕК и оператора строительства станции — компании АО «Аккую Нуклеар» — провели на Атоммаше оценку соответствия деталей корпуса реактора и парогенераторов, ранее запущенных в производство для механической обработки.

    Выборочно был проведён визуальный и измерительный контроль готовых элементов.

    Также инспекторы оценили готовность Волгодонского филиала «АЭМ-технологии» к началу наплавочных и сварочных работ на деталях и сборочных единицах корпуса реактора и парогенераторов для энергоблока № 1 турецкой станции.

    •  © www.atominfo.ru

    Станция метро «Стрелка» Нижегородского метрополитена, построенная специально к стартовавшему в России Чемпионату мира по футболу, оснащена вентиляционным оборудованием разработки АО «ОКБМ Африкантов» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш).

    В 2017 году на вновь строящуюся Сормовско-Мещерскую линию Нижегородского метро ОКБМ поставило шесть вентиляторов главного проветривания метрополитена ВО-1800. ОКБМ является разработчиком вентиляционного оборудования, также специалисты предприятия принимали участие в пуско-наладочных работах непосредственно на станции. Изготовление вентиляторов и их систем автоматического управления проводилось в ОАО «Вента» и ООО «ГидроТехАтом».

    •  © www.atominfo.ru

    19 июня на энергоблоке № 4 Ростовской АЭС (г. Волгодонск, филиал концерна «Росэнергоатом, входит в электроэнергетический дивизион Росатома) успешно завершились сдаточные испытания (комплексное опробование) перед приёмкой блока в промышленную эксплуатацию.

    В течение 15 суток энергоблок № 4 отработал на номинальном уровне мощности без снижения нагрузки.

    За это время была проведена комплексная проверка совместной работы основного и вспомогательного оборудования, систем автоматического регулирования, штатного переключения оборудования, управления и контроля для подтверждения проектных параметров.

    «Успешное завершение сдаточных испытаний подтверждает техническую готовность энергоблока № 4 к промышленной эксплуатации», — подчеркнул важность события директор Ростовской АЭС Андрей Сальников.

    •  © www.rosatom.ru

    Специалисты частного учреждения «ИТЭР-Центр» — российского агентства ИТЭР — создали и подключили уникальную пультовую удалённого доступа для участия в экспериментах на ведущих термоядерных установках мира. В частности, в настоящее время подключена прямая линия связи с Объединённым европейским токамаком JET (Joint European Torus) в Калэме (Великобритания).

    Зал пультовой организован в г. Троицк Московской области, на площадке лабораторного комплекса нейтронной и спектроскопической диагностики на территории АО «ГНЦ РФ ТРИНИТИ» (институт инновационных и термоядерных исследований).

    Запуск пультовой имеет также большое значение для выполнения Россией своих обязательств в рамках проекта международного термоядерного экспериментального реактора (ИТЭР). С её помощью будут создаваться и отрабатываться многие из тех диагностических систем будущей установки, создание которых поручено российской стороне.

    •  © www.rosatom.ru

    12 июня инновационный энергоблок № 1 Ленинградской АЭС-2 (с реактором ВВЭР-1200) впервые выведен на полную проектную мощность. Ключевое событие произошло в соответствии с графиком, программой опытно-промышленной эксплуатации и требованиями рабочего технологического регламента. Накануне на блоке завершилась программа комплексных измерений на 90% мощности: проведенные специалистами 8 контрольных измерений показали, что энергоблок работает надежно, безопасно и устойчиво.

    •  © armtorg.ru

    На Нововоронежской АЭС-2 (генеральный проектировщик — АО «Атомэнергопроект», генеральный подрядчик — инжиниринговый дивизион госкорпорации Росатом «АСЭ») завершена загрузка имитаторов тепловыделяющих сборок (ИТВС) в реактор второго энергоблока.

    Всего было загружено 163 имитатора тепловыделяющих сборок (ИТВС), эта операция была выполнена за шесть суток.

    Имитатор тепловыделяющей сборки по весу и габаритам является точной копией ТВС, содержащей ядерное топливо. Он предназначен для того, чтобы в ходе гидравлических испытаний, холодно-горячей обкатки полностью сымитировать процессы, происходящие в реакторе при наличии в нём топлива.

    Это позволяет получить информацию по техническим характеристикам узлов и оборудования реакторной установки.

    • Реактор ВВР-СМ
    • Реактор ВВР-СМ
    •  © atomic-energy.ru

    Топливная компания Росатома «ТВЭЛ» осуществила отгрузку ядерного топлива для исследовательского реактора ВВР-СМ, который эксплуатируется на площадке института ядерной физики (ИЯФ) академии наук Республики Узбекистан.

    Заказчику было отправлено 56 шеститрубных тепловыделяющих сборок ИРТ-4М производства Новосибирского завода химконцентратов (ПАО «НЗХК», фабрикационное предприятие Топливной компании Росатома «ТВЭЛ»).

    Соглашение о поставках ядерного топлива для реактора ВВР-СМ было подписано в ноябре 2017 года между АО «ТВЭЛ» и ИЯФ.

    Реактор ВВР-СМ используется для проведения исследований в областях ядерной физики, радиационного материаловедения, активационного анализа, облучения минералов, а также в производстве радиоизотопов для медицинских и промышленных целей.

    Установка стабильно обеспечивалась ядерным топливом российского производства до 2015 года.

    После короткой паузы, связанной с реорганизацией академии наук Республики Узбекистан и определением дальнейших перспектив эксплуатации реактора, в 2017 году узбекская сторона и АО «ТВЭЛ» возобновили сотрудничество в области поставок тепловыделяющих сборок.

    • Ленинградская АЭС-2: Реакторная установка инновационного энергоблока №1 ВВЭР-1200 впервые выведена на уровень мощности 90%
    • Ленинградская АЭС-2: Реакторная установка инновационного энергоблока №1 ВВЭР-1200 впервые выведена на уровень мощности 90%
    •  © rosenergoatom.ru

    Инновационный энергоблок № 1 ВВЭР-1200 поколения «3+" Ленинградской АЭС-2 (филиал Концерна «Росэнергоатом», входит в электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом»), находящийся с 26 марта в опытно-промышленной эксплуатации, впервые выведен на уровень мощности 90% от номинальной. Специалисты приступили к очередному опробованию оборудования и технологических систем для подтверждения их надежной, безопасной и эффективной эксплуатации.

    «Взят еще один важный рубеж: мы успешно завершили целый комплекс проверок первого пускового энергоблока на уровне мощности реакторной установки 75% от номинальной и вышли на следующий подэтап тестирования блока. Можно сказать, что сегодня мы находимся в трех шагах от его ввода в промышленную эксплуатацию: опробования на 90% и 100% мощности реактора, а также 15-суточное комплексное опробование блока на номинальных параметрах станут финальным аккордом в череде проверок, которые мы самым тщательным образом проводили при постепенном повышении уровня мощности реакторной установки», — отметил главный инженер строящейся Ленинградской АЭС Александр Беляев.

    • ЛАЭС-2: на штатное место установлен нижний ярус гермооболочки здания реактора энергоблока №2 ВВЭР-1200
    • ЛАЭС-2: на штатное место установлен нижний ярус гермооболочки здания реактора энергоблока №2 ВВЭР-1200
    •  © cs7.pikabu.ru

    На площадке строящегося энергоблока № 2 ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС-2 завершён монтаж нижней части купола внутренней защитной оболочки (ВЗО) здания реактора.

    Крупногабаритная металлоконструкция установлена на штатное место на цилиндрическую часть здания реактора на отметку +44,60 м.

    Операция проведена с помощью тяжёлого гусеничного крана «Liebherr LR 11350» в течение одной рабочей смены.

    В результате высота здания реактора вместе с нижним ярусом купола ВЗО составила 56,70 метров.

    Внутренняя защитная оболочка здания реактора предусмотрена проектом сооружения новых энергоблоков Ленинградской АЭС. Это локализующая система безопасности атомной станции. Во время эксплуатации энергоблока ВЗО исключит выход радиоактивности в окружающую среду.

    •  © www.atominfo.ru

    Во Францию в рамках российской ответственности по внесению вклада в совместную реализацию международного проекта ИТЭР доставлена очередная — самая крупная на сегодняшний день — партия электротехнического оборудования для будущей установки.

    Текущая поставка состояла из 22 км коаксиального кабеля, изготовленного в ООО «Группа Компаний «Севкабель» по заказу АО «НИИЭФА», являющегося головным исполнителем по данной системе.

    Коаксиальные кабели предназначены для соединения коммутационных аппаратов с энергопоглощающими резисторами в системах быстрого (защитного) вывода энергии из сверхпроводящих обмоток электромагнитной системы реактора.

    Кабели входят в группу оборудования, относящегося к радиационной безопасности реактора, в связи с чем к их изготовлению, испытаниям и транспортировке предъявляются особые требования.

    •  © soyuzmash.ru

    С производственной площадки ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) отгружен четвертый комплект сепараторов-пароперегревателей СПП-220М для Армянской АЭС. Данной отгрузкой завод завершил поставки основного оборудования для модернизации энергоблока № 2 атомной станции с реактором типа ВВЭР-440.

    Сепараторы-пароперегреватели предназначены для осушки и перегрева влажного пара, поступающего после цилиндра высокого давления турбины. Они представляют собой вертикальные аппараты, состоящие из двух частей в одном корпусе. Система промежуточного перегрева пара входит в состав вспомогательных систем, которые обеспечивают работу турбоустановки.

    Длина каждого СПП почти 14 метров, наружный диаметр 3,5 м, масса — 108 тонн. Срок службы оборудования — 30 лет.

    Технический проект изделия, конструкторская документация разработаны специалистами Департамента оборудования атомного машиностроения ПАО «ЗиО-Подольск», они же осуществляют сопровождение изготовления и шеф-монтаж.

    Модернизация оборудования машинного зала станции ведется в рамках работ по продлению срока эксплуатации Армянской АЭС.

  • Продолжаю краткий обзор презентаций пленарных докладов конференции «Безопасность, эффективность и экономика атомной энергетики» (МНТК-2018).

    • МНТК-2018
    • МНТК-2018
    •  © Фото из открытых источников

    Замкнутый ядерный топливный цикл (ЗЯТЦ) — основная стратегическая цель развития РосАтома. В чём она состоит?

  • 8 июня 2018 года был подписан ряд документов, касающихся развития сотрудничества в атомной энергетике и не только.

    Подписаны:

    — межправительственное соглашение о сотрудничестве в сооружении и эксплуатации на территории КНР демонстрационного реактора на быстрых нейтронах (CFR600),

    — межправительственный протокол о сотрудничестве в сооружении на территории Китая 7го и 8го энергоблоков Тяньваньской АЭС,

    — межправительственный протокол о сотрудничестве в серийном сооружении в Китае энергоблоков АЭС Сюйдапу,

    — рамочные контакты на поставку оборудования, оказание услуг и строительство.

    — контракт на поставку в Китай радионуклидных тепловых блоков космического назначения.

  • Госкорпорация «Росатом» и Китай в пятницу подписали протокол о сотрудничестве, а также рамочный контракт о серийном сооружении энергоблоков АЭС «Сюйдапу» в КНР.

    Подписи под документом поставили гендиректор Росатома Алексей Лихачев и руководитель Государственного энергетического управления КНР Нур Бекри, передает ТАСС.

    Также были подписаны протоколы о сотрудничестве в сооружении седьмого и восьмого энергоблоков Тяньваньской АЭС в Китае.

    Кроме того, российская и китайская стороны договорились о поставке оборудования и оказании услуг по проекту сооружения на территории Китая демонстрационного реактора на быстрых нейтронах.

    •  © www.rosenergoatom.ru

    На четвёртом энергоблоке Ростовской АЭС (г. Волгодонск, филиал концерна «Росэнергоатом, входит в электроэнергетический дивизион «Росатома») начались сдаточные испытания (комплексное опробование) перед приёмкой блока в промышленную эксплуатацию.

  • ПАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и подготовило к отгрузке четыре ёмкости запаса воды, входящие в состав реакторной установки «РИТМ-200», для второго серийного атомного ледокола «Урал».

    Данное ёмкостное оборудование предназначено для хранения запаса воды и обеспечения надёжного функционирования пассивного канала системы аварийного расхолаживания реакторной установки атомохода, а также для обеспечения «мокрого» хранения парогенераторов. Масса одной ёмкости составляет 3,2 тонны. Длина ёмкости — 2,3 метра, диаметр — 1,1 м.

    Центральные обечайки ёмкостей запаса воды изготовлены из легированной теплоустойчивой стали, обладающей высокой прочностью и большим сопротивлением к радиационному охрупчиванию, с антикоррозионной наплавкой. Крышка и днище сделаны из коррозионностойкой стали.

  • ©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/grakyFxVm9M

    Манипулятор построен на основе антропоморфных захватов с копирующей системой управления, что дает возможность бережной сортировки нестандартных или хрупких РАО, а также использование общепромышленного ручного инструмента для демонтажа оборудования в высоких радиационных полях.

    Использование гидромеханической схемы позволяет выполнять работы также и в жидкой среде.

  • Специалисты Физико-энергетического института имени Лейпунского (ФЭИ, Обнинск, входит в научный дивизион госкорпорации «Росатом») разработали проект уникального компактного и экологически безопасного ядерного энергоисточника РИФМА, который предлагается использовать для обеспечения энергией объекты, расположенные в труднодоступных и удаленных районах российской арктической зоны, включая спецобъекты Минобороны.

    Как отмечается в годовом отчете ФЭИ за 2017 год, размещенном на сайте раскрытия корпоративной информации, задачу надежного и эффективного энергоснабжения автономных объектов в северной части России можно решить путем использования автономных, малогабаритных и безопасных ядерных энергоисточников электрической мощностью 10-500 киловатт, в том числе с применением так называемого выносного (внезонного) термофотовольтаического способа преобразования энергии — устройства для преобразования тепловой энергии в электрическую посредством фотоэлектрического эффекта.

    • Ленинградской АЭС: на втором строящемся энергоблоке ВВЭР-1200 выполнен первый этап бетонирования эстакады транспортного шлюза
    • Ленинградской АЭС: на втором строящемся энергоблоке ВВЭР-1200 выполнен первый этап бетонирования эстакады транспортного шлюза
    •  © rosenergoatom.ru

    На площадке второго энергоблока ВВЭР-1200 Ленинградской АЭС завершён первый этап работ по возведению перекрытия эстакады транспортного шлюза на отметке +26.300, необходимого для доставки материалов и оборудования в реакторное отделение.

    В период сооружения энергоблока основное назначение крана эстакады транспортного шлюза заключается в перегрузке сверхтяжёлого оборудования с внешнего транспорта на эстакаду здания реактора.

    В процессе эксплуатации — с его помощью в гермозону будет подаваться оборудование для проведения планово-предупредительных ремонтов или замены оборудования реакторного зала, а также транспортировка свежего и отработавшего топлива.

    «Эстакада транспортного шлюза, примыкающая к зданию реактора, представляет собой сложное инженерное сооружение, состоящее из горизонтальных плит перекрытия и шести железобетонных колонн. Для устройства опалубки строительных конструкций были установлены специальные строительные леса высотой 25 метров. Это позволило качественно и в срок выполнить первый этап работ по бетонированию перекрытия. Сделали мы это за двое суток», — рассказал ведущий инженер отдела технического надзора УКС Ленинградской АЭС Павел Иванов.