На энергоблоке № 2 Нововоронежской АЭС-2 (№ 7 НВАЭС) (генпроектировщик — АО «Атомэнергопроект», генподрядчик — АСЭ, инжиниринговый дивизион Росатома) успешно завершился важнейший и самый масштабный этап пуско-наладочных работ, предшествующий физическому пуску — горячая обкатка реакторной установки.
Напомним, что горячая обкатка — заключительный этап холодно-горячей обкатки (ХГО), — началась на энергоблоке № 2 НВАЭС-2 1 августа 2018 года. Это последняя крупная технологическая операция перед физическим пуском энергоблока, которая проводится для подтверждения его надёжной и безопасной эксплуатации.
«Предпусковые испытания на эксплуатационных параметрах показали: оборудование и технологические системы нового энергоблока соответствуют проектным характеристикам», — отметил заместитель главного инженера НВ АЭС по сооружению новых блоков Владимир Казанский.
«Пуско-наладочные работы на горячем этапе ХГО выполнены в полном объёме в установленные сроки».
На предпусковом энергоблоке № 2 Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2) завершились испытания гермооболочки на плотность и прочность.
Испытания герметичного ограждения здания реактора (гермооболочки) — один из обязательных элементов ключевого этапа пусконаладочных работ, начавшегося 1 августа 2018 года, — холодно-горячей обкатки (ХГО) оборудования.
В рамках ХГО на различных параметрах проводится весь комплекс предпусковых испытаний: проверка работоспособности оборудования реактора в проектных режимах, опробование системы защиты первого и второго контуров от превышения давления, испытания главных циркуляционных насосов (ГЦН), проверка системы управления и защиты (СУЗ) реакторной установки.
Испытания гермооболочки проводились в рамках «горячего» этапа ХГО. В течение нескольких суток поочередно были выполнены испытания герметичного ограждения реакторного здания на герметичность разряжением (при помощи вытяжной ремонтно-аварийной системы вентиляции) и избыточным давлением (при помощи сверхмощных компрессоров). В гермообъем здания поэтапно подавался сжатый воздух для создания испытательного давления 4,6 кгс/см². Такое давление является избыточным: его параметры выше эксплуатационного. На протяжении всего процесса проводился мониторинг напряженно-деформированного состояния защитной оболочки.
перегрузочная машина МПС-1200 для второго блока Нововоронежской АЭС-2 на Уралмашзаводе
Перегрузочная машина МПС-1200 производства Уралмашзавода запущена
в промышленную эксплуатацию на Нововоронежской АЭС-2 (Воронежская
область).
Перегрузочная машина — это робот-манипулятор с системой
программного управления, предназначенный для перегрузки ядерного
топлива в реактор атомной станции.
Уникальная машина была создана специалистами Уралмашзавода в кооперации с ведущими российскими научно-исследовательскими
институтами: НПО «ВНИИПТМАШ» — головной организации в РФ по подъемно-транспортному оборудованию, совместно с ОАО «ВНИИАМ» и НИИ МВС ЮФУ.
МПС — 1200 (машина перегрузочная специальная) — это
робот-манипулятор, который служит для перегрузки ядерного топлива
в реакторе атомной станции. Все операции производятся с помощью
рабочей телескопической штанги, а визуальный контроль перегрузки
осуществляется с помощью телескопической телевизионной штанги.
Это — уже вторая перегрузочная машина, изготовленная
Уралмашзаводом для Нововоронежской АЭС-2: разработкой и изготовлением первой МПС-1200 занимались Уралмашзавод, ОАО НПО
«ВНИИПТМАШ», Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт атомного и энергетического
машиностроения (ОАО «ВНИИАМ») и Научно-исследовательский институт
многопроцессорных вычислительных систем им. А.В. Каляева Южного
федерального университета (НИИ МВС ЮФУ). Оборудование длиной
4,3 м, шириной 4,27 м и высотой 2,7 м испытывали
на специальном стенде в цехе № 50.
Федеральная сетевая компания завершила строительство участков
линий электропередачи для выдачи мощности Нововоронежской АЭС-2,
сообщает пресс-служба ФСК ЕС.
В рамках реализации проекта по подключению двух энергоблоков
мощностью 2,4 ГВт к Единой национальной электрической сети
выполнен комплекс работ по переустройству многочисленных линий в зоне строительства НВАЭС-2 — построено и реконструировано более
20 км ЛЭП 110-500 кВ.
В марте завершилась модернизация подстанции 500 кВ «Старый Оскол»
с сооружением заходов линии электропередачи 500 кВ
«Нововоронежская АЭС — Старый Оскол» протяженностью 0,6 км каждый
на строящуюся АЭС. Выполнено разделение ЛЭП на два новых отрезка,
один из которых — «Нововоронежская АЭС — Донская № 1» соединяет
между собой две АЭС, а второй — «Донская — Старый Оскол № 1»
отходит к подстанции «Старый Оскол». Данные объекты обеспечат
передачу электроэнергии от электростанции в Воронежскую, Липецкую
и Белгородскую энергосистемы.
В апреле на комплектное распределительное элегазовое устройство
500 кВ (КРУЭ-500) Нововоронежской АЭС-2 было подано напряжение с первой внешней линии электропередачи.
На Нововоронежской АЭС-2 (заказчик — ОАО «Концерн Росэнергоатом»,
генеральный проектировщик и генподрядчик — АО «Атомэнергопроект»,
Москва) приступили к монтажу корпуса реактора второго
энергоблока.
Установка корпуса реактора в проектное положение осуществляется в два этапа. В ходе первого корпус реактора (вес — более 330 тонн)
с помощью крана DEMAG был поднят на транспортный портал на отметку + 26,3 метра и перемещен внутрь гермозоны.
На Нововоронежской АЭС-2 (заказчик — ОАО «Концерн Росэнергоатом»,
генеральный проектировщик и генподрядчик — АО «Атомэнергопроект»,
Москва) произведена установка на штатное место купола реакторного
здания энергоблока № 2.
14 ноября в проектное положение (с отметки +51,7 до отметки +61,7
метров) установили верхнюю часть купола весом более 200 тонн.
Установка купола на штатное место предварялась укрупнительной
сборкой его составных элементов (армоблоков), что позволило
обеспечить высокое качество монтажных работ. На нулевой отметке
была проведена не только сборка металлоконструкций купола, но также монтаж технологических систем — в частности, элементов
систем безопасности АЭС.
По словам первого заместителя генерального директора АО
«Атомэнергопроект» Леонида Егорова, установка купола —
знаковое событие в процессе возведения Нововоронежской
АЭС-2. «С завершением операции по монтажу купола внутренней
защитной оболочки второго энергоблока вся станция приобретает
завершенный вид».
Завершено сооружение Учебного центра Нововоронежской АЭС-2
(генеральный проектировщик и генподрядчик — Атомэнергопроект).
Приёмочная комиссия уже подписала соответствующий акт о готовности к вводу в эксплуатацию. Учебный центр служит для
подготовки и поддержания квалификации эксплуатационного персонала
АЭС. Ежегодно в нём будут проходить обучение более 3000
специалистов.
На Нововоронежской АЭС-2 (генеральный проектировщик и генподрядчик — ОАО «Атомэнергопроект», Москва) завершили
возведение вытяжной башни градирни второго энергоблока. Градирня
достигла своей проектной высоты в 171 метр. В общей
сложности на сооружение башни градирни, диаметр которой в основании достигает около 130 метров, ушло более 10 тысяч
кубометров бетона.
1. «ЭЛСИБ» отправил статор
турбогенератора на Нижнекамскую ТЭЦ
Новосибирский завод
«ЭЛСИБ» отгрузил в Татарстан самый габаритный узел
турбогенератора для Нижнекамской ТЭЦ – статора массой 153 тонн.
Реконструкцию станции проводит ОАО «Татнефть».
Мероприятия направлены на
повышение энергоэффективности станции и надежности
энергоснабжения потребителей.
В рамках этого проекта НПО «ЭЛСИБ»
ОАО изготовит и поставит на Нижнекамскую ТЭЦ два турбогенератора
типа ТФ-110-2У3 мощностью 110 МВт.
Станция обеспечивает электрической
и тепловой энергией крупнейшие предприятия нефтехимического
комплекса Татарстана, куда входят ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО
«Нижнекамскшина», ОАО «ТАИФ-НК» и ОАО «ТАНЕКО», предприятия базы
стройиндустрии (БСИ) и жителей города Нижнекамска.
2.«ЗиО-Подольск» отгрузил
первый парогенератор для энергоблока №2 Нововоронежской
АЭС-2
Даже не знаю, если вы живете не в Воронеже, то слышали ли вы хотя
бы о существовании Нововоронежа? Почему-то не уверен. Ну, тем
интересней и познавательней для вас будет мой сегодняшний
фоторассказ.
Нововоронеж расположен в 38 км к югу от Воронежа. В городе
проживает чуть больше 30 тысяч человек. Был основан в 1957 году
как посёлок городского типа Ново-Грэсовский (позже переименован в
Нововоронежский) в связи со строительством Нововоронежской
атомной станции. Статус города установлен Указом Президиума
Верховного Совета РСФСР в марте 1987 года. НВАЭС является
первенцем освоения энергоблоков с реакторами типа ВВЭР. Каждый из
пяти реакторов станции является прототипом серийных
энергетических реакторов установленных на других АЭС. Всего на
АЭС было построено пять энергоблоков. В настоящее время в
эксплуатации находятся только три энергоблока (энергоблоки 1 и 2
выведены из работы в 1988 и 1990 гг. соответственно). На окраине
города с 2008 года ведётся сооружение АЭС-2 с двумя новыми
энергоблоками общей мощностью 2400 МВт, которые сменят все
энергоблоки первой АЭС, проектный срок службы которых уже
исчерпан.
Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, отгрузили заказчику –
Нововоронежской АЭС-2, второй корпус реактора ВВЭР-1200.
Нововоронежская АЭС была введена в строй в 1964 году и стала
первой станцией с реакторной установкой типа ВВЭР, конструкция
которой признана одной из наиболее безопасных в мире. Каждый из
ныне действующих на Нововоронежской АЭС реакторов является
головным прототипом серийных энергетических реакторов
водо-водяного типа: ВВЭР-440 и ВВЭР-1000, изготовленных на
Ижорских заводах.
Реакторная установка ВВЭР-1200 для НВАЭС-2 является головной
установкой проекта АЭС-2006 и относится к самому современному
поколению III+. В проекте внесен ряд конструктивных
усовершенствований, которые обеспечивают повышенный уровень
безопасности, соответствующий самым жестким международным
требованиям, улучшение технико-экономических показателей и
увеличивают срок службы энергоблока до 60 лет.
Волгодонский филиал ЗАО «АЭМ-технологии» «Атоммаш» (входит в
машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) отгрузил
транспортный шлюз, изготовленный для Нововоронежской АЭС-2
(НВАЭС-2).
Транспортный шлюз представляет собой 14-ти метровую
цилиндрическую камеру диаметром свыше 9 метров, герметично
запираемую с двух сторон полотнами ворот, которые открываются
поочередно обеспечивая герметичность при перемещении грузов между
зонами АЭС. Внутри камеры расположены механизмы перемещения
ворот, рельсовый путь для грузовой платформы и системы запирания
и герметизации камеры шлюза. Общий вес оборудования составляет
порядка 350 тонн. При проведении планово-предупредительных
ремонтов и замены ядерного топлива на АЭС работа транспортного
шлюза позволяет защитить от радиоактивного воздействия персонал
станции и окружающую среду.
22 апреля состоялся рабочий визит генерального директора
Госкорпорации «Росатом» Сергея Кириенко, губернатора Воронежской
области Алексея Гордеева и генерального директора ОАО «Концерн
Росэнергоатом» Евгения Романова на Нововоронежскую
АЭС-2.
Целью визита был осмотр строительной площадки и ознакомление с
ходом сооружения станции.
С. Кириенко, А.Гордеев, Е. Романов посетили реакторное отделение
(гермозону) энергоблока №1, осмотрели здание турбины, совершили
обход зданий комплектного распределительного устройства с
элегазовой изоляцией (КРУЭ). Особое внимание генеральный директор
Госкорпорации уделил монтажу главного циркуляционного
трубопровода (ГЦТ) первого энергоблока, где впервые применяется
автоматическая сварка.
Данная технология разработана ОАО «НИКИМТ-Атомстрой», работы
осуществляет ОАО «Энергоспецмонтаж». Обе организации входят в
контур управления ОАО «Атомэнергопроект». Было отмечено, что
работы идут с опережением графика. «Если все получится, мы
планируем выйти на рекорд по скорости сварки и монтажа ГЦТ,
причем не только для российских строек, но и по атомной отрасли в
целом», - отметил Сергей Кириенко.
«Петрозаводскмаш» (входит в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) отгрузил тепловую изоляцию цилиндрической части корпуса реактора для строящейся Нововоронежской атомной станции (НВАЭС-2).
Тепловая изоляция, установленная снаружи корпуса реактора, предназначается для уменьшения тепловых потерь реактора и снижения тепловых нагрузок на строительные конструкции.
Это уже третий заказ на изготовление тепловой изоляции, выполненный ОАО «Петрозаводскмаш». Ранее подобное оборудование поставлялось на Нововоронежскую и Ленинградскую АЭС-2.
На площадку Нововоронежской АЭС-2 (генеральный проектировщик и генподрядчик – ОАО «Атомэнергопроект», Москва) поставлено оборудование системы контроля и управления противопожарной защитой.
Поставленная система предназначена для автоматического обнаружения возгорания, она формирует данные о его площади и интенсивности, а также позволяет автоматически и дистанционно управлять оборудованием систем пожаротушения. В частности, обеспечивает водяное пожаротушение, управление вентиляционными системами и системами дымоудаления.
ОАО "Силовые машины" изготовило и успешно провело испытания уникального быстроходного турбогенератора с полным водяным охлаждением мощностью 1200 МВт, предназначенного для второго энергоблока строящейся Нововоронежской АЭС-2 (НВАЭС-2).
Быстроходные паровые турбины и турбогенераторы мощностью 1200 МВт для АЭС – это современные разработки "Силовых машин", ориентированные на атомные энергоблоки нового поколения с повышенной надежностью и безопасностью, создаваемые в РФ в рамках реализации проекта "АЭС-2006".
Главный элемент для первого энергоблока станции сплавили из Санкт-Петербурга по рекам, выгрузили с баржи и перевезли на стройплощадку.
Корпус реактора, произведенный ОАО «Ижорские заводы», весит 330 тонн — иначе, как водным транспортом, доставить столь крупногабаритный груз целиком было бы почти невозможно. В общей сложности баржа на буксире прошла 3800 километров — по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, Волго-Балтийскому каналу, Волге и Дону.