•  © seanews.ru

    Топливно-энергетический комплекс России в 2018 г. показал устойчивую динамику не только в производстве, но и в экспорте. Собственно, именно экспортная компонента последние годы является ключевой для общей динамики отрасли. Прошедший год ознаменовался рекордами в 3 из 4 ключевых секторов: нефть, газ, уголь. Рассмотрим экспортные результаты крупнейшей отрасли российской экономики подробнее.

    •  © invest.tyumen-city.ru

    Нетопливный экспорт России в 2018 г. достиг абсолютного рекорда, составив 162,6 млрд долл. и увеличившись на 11,6%. Прежний рекорд равнялся 156,4 млрд долл. в 2012 г. Рекордных значений экспорта достиг целый ряд отраслей. Рассмотрим ситуацию подробнее.

    •  © Фото из открытых источников

    •  © Фото из открытых источников

    Росстат опубликовал оперативные данные по объёмам промышленного производства в 2018 г. (http://www.gks.ru/bgd/free/B18_00/Main.htm) Они потом ещё будут уточняться: сначала в мае выйдет статсборник «Россия в цифрах», потом в конце года появится «Российский статистический ежегодник» — и обычно уточнение идёт в сторону небольшого увеличения (плюс 1-2 млн т / млрд куб. м и т. п.). Поэтому подведём производственные итоги ключевого для экономики России топливно-энергетического комплекса в 2018 г.

    • https://opt-492372.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/bc9/bc90f9e9a7588e76bb84c16d12e29a45.jpg?1549014616110621
    • https://opt-492372.ssl.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/bc9/bc90f9e9a7588e76bb84c16d12e29a45.jpg?1549014616110621
    •  © opt-492372.ssl.1c-bitrix-cdn.ru

    Филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» построил под Воркутой две линии 110 кВ для электроснабжения объектов воздушно-космических сил Министерства обороны РФ. Один из них -надгоризонтная радиолокационная станция (РЛС) нового поколения «Воронеж», способная обнаруживать космические и аэродинамические цели, в том числе баллистические и крылатые ракеты на дальности до 6000 километров.

    Для подключения стратегического объекта всего за 14 месяцев энергетики построили 31 километр линий электропередачи и заменили 2 км провода на действующей линии 110 кВ. Общая стоимость проекта — 325 млн рублей, а его уникальность в том, что в условиях Заполярья впервые применены стальные многогранные опоры при строительстве линий 110 кВ. Установлены 226 решетчатых и многогранных опор с усиленными фундаментами, рассчитанными на эксплуатацию в районах вечной мерзлоты. Проектировщики увеличили толщину стенок конструкций, и теперь эта модификация может выдержать ветровую нагрузку до 40 метров в секунду и слой гололеда до 30 мм на опоре.

  • МОСКВА, 24 января. /ТАСС/. «Роснефть» и министерство энергетики и водных ресурсов Ливана договорились о передаче российской компании в операционное управление терминала по хранению нефтепродуктов в Триполи на срок 20 лет, говорится в сообщении компании.

    «Договоренность также предполагает проведение работ по его реконструкции и расширению», — отмечается в пресс-релизе.

    Глава «Роснефти» Игорь Сечин, комментируя достигнутое соглашение, отметил, что договоренность позволит «Роснефти» укрепить свое присутствие в регионе и повысить эффективность действующих производственно-сбытовых цепочек, а также будет способствовать развитию международного трейдинга компании.

    «Мы надеемся на дальнейшее расширение сотрудничества с Ливаном и реализацию ряда других возможных проектов в нефтегазовом секторе этой страны», — приводит пресс-служба слова Сечина.

    •  © raritek.ru

    ООО «РариТЭК Авто Групп» из Татарстана, по заказу АО «Транснефть — Приволга» разработало и изготовило три модели специализированной техники:

    1. Агрегат цементировочный ЦА-32К на шасси КАМАЗ 43118

    2. Комбинированная дорожная машина КО-806 на шасси КАМАЗ 43253

    3. Автомобиль бортовой с КМУ ИМ-150N на шасси КАМАЗ 6520

    Все они были созданы в рамках оговоренных потребностей заказчика согласно утвержденному техническому заданию.

  • Внешнеторговая статистика России публикуется с большим лагом: на дворе Новый год, а мы пока располагаем только данными за 10 месяцев, итоги года будут лишь в середине февраля. Но, конечно же, подводить итоги года интереснее сейчас, чем через два месяца. И российский экспорт дает нам повод порадоваться: за неполный год уже перекрыты многие показатели целого 2017 г., а где-то вообще достигнуты исторические рекорды. Про некоторые из них уже проходила информация, но неосвещенных достижений намного больше. Рассмотрим их подробнее.

    Подход простой: текущие показатели за 10 месяцев 2018 г. сравниваются с полными годовыми показателями прежних лет. Да, во многих случаях можно говорить, что с учетом динамики мы достигнем, превзойдем и т. п., но делать так не будем. Достижения будем оценивать по мере их свершения, сейчас только факты.

    Первое достижение, с одной стороны небольшое, с другой — всеобъемлющее: экспорт уже превысил уровень 2017 г. За 10 месяцев 2018 г. он составил 367,1 млрд долл. против 357,8 млрд долл. за 2017 г. Дальше рассмотрим экспортные успехи в отраслевом разрезе. Отрасли и товары в них — по убыванию стоимостных объемов экспорта, для лучшего понимания значимости.

    •  © www.kommersant.ru

    «Арктикгаз», совместное предприятие НОВАТЭКа и «Газпром нефти» (компаниям принадлежит по 50%), начал добычу на нефтяных залежах нефтегазоконденсатного Яро-Яхинского месторождения в ЯНАО. Прогнозируемая мощность — 1,2 млн тонн нефти в год. Разработка газа и газового конденсата на нем началась в апреле 2015 года. Запасы Яро-Яхинского месторождения по российской классификации на начало 2018 года составляли 206 млрд кубометров газа и 32 млн тонн жидких углеводородов.

    По информации НОВАТЭК сейчас на нефтяной части месторождения пробурено 22 эксплуатационные скважины и продолжается бурение новых.

    Добыча «Арктикгаза» в 2017 году составила около 27 млрд кубометров газа и 8 млн тонн нефти и конденсата, в 2018 году ожидается, что производство сохранится на том же уровне. По стратегии НОВАТЭКа к 2020 году СП нарастит добычу примерно до 30 млрд кубометров газа и 10 млн тонн жидких углеводородов, к 2025 году — 34 млрд кубометров, но выпуск жидких углеводородов снизится до 9 млн тонн.

    •  © geoenergetics.ru

    5 декабря Владимир Путин в режиме телемоста запустил в эксплуатацию третий газовый промысел Бованенковского месторождения и началу работы магистрального газопровода Ухта — Торжок-2. Событие получило определенное освещение, но далеко не самое подробное, хотя, по большому счету, оно стало едва ли не самым значимым за весь этот год — как в «биографии» газовой отрасли, так и в реализации национального плана развития Арктики. Однако, прежде, чем рассказывать о геоэнергетическом значении реализации этих этапов освоения газовых месторождений Ямала, давайте познакомимся с Бованенково чуть ближе.

    Как-то так сложилось, что про этот проект пишут только тогда, когда проходят торжественные мероприятия по случаю завершения этапов его реализации, а из отдельных эпизодов целостную картину получить затруднительно. Бованенково — проект многосложный, реализация его идет непривычными методами, в истории газовой отрасли еще не было месторождений, освоение которых начиналось со строительства отдельной железной дороги длиной в несколько сотен километров, никогда так тщательно не учитывались все экологические требования. Рассказать об этом глобальном проекте, значение которого еще только предстоит понять полностью, в одной статье, конечно, невозможно, для начала стоит хотя бы в самых общих чертах увидеть весь проект целиком.

    •  © www.novatek.ru

    ПAO «НОВАТЭК» объявило, что завод «Ямал СПГ» в процессе пуско-наладочных работ под нагрузкой на третьей технологической линии достиг проектной мощности производства. Проект «Ямал СПГ» реализован в рекордные сроки и в рамках бюджета: вторая и третья линии были запущены с опережением первоначального графика на 6 месяцев и более чем на год, соответственно.

    Торжественная церемония запуска состоялась 11 декабря в Сабетте.

    Совокупная проектная мощность трех запущенных линий «Ямал СПГ» составляет 16,5 миллионов тонн СПГ в год, или 5,5 миллионов тонн для каждой линии. Проект поддерживается флотом танкеров ледового класса Arc7 вместе с газовозами более низкого ледового класса, предназначенными для перевозки СПГ.

    За год с момента первой отгрузки СПГ, которая состоялась в декабре 2017 года, произведено и поставлено потребителям на пять континентов более 100 танкерных партий СПГ суммарным объемом около 7,5 млн тонн.

    «Ямал СПГ» в настоящий момент является крупнейшим в России заводом СПГ, совокупная доля которого составляет около пяти процентов мирового рынка СПГ, — отметил Леонид Михельсон, Председатель Правления «НОВАТЭКа», — Мы полагаем, что в дальнейшем «Ямал СПГ» будет ориентиром для мировой газовой отрасли с точки зрения сроков реализации проектов. Он позволил Компании стать одним из основных игроков на глобальном рынке СПГ. Наши достижения открывают дорогу к созданию крупномасштабного кластера СПГ на базе традиционных ресурсов природного газа полуостровов Ямал и Гыдан, способствуя достижению нашей стратегической цели по производству 55-60 млн тонн СПГ в год к 2030 году".

    •  © utz.ru

    Уральский турбинный завод (холдинг РОТЕК) изготовил и отгрузил турбину Тп-115/130-12,8, а также подогреватели и конденсатор для реконструкции Минской ТЭЦ-3. Договор об участии Уральского турбинного завода в реконструкции станции (очереди 14 МПа) был подписан в феврале 2017 г. УТЗ в этом проекте выполняет полнокомплектную поставку оборудования. Пуск объекта в эксплуатацию планируется в 2020 году.

    Турбина Тп-115/130-12,8 относится к новому поколению турбин, созданных для замены самой массовой серийной турбины Уральского завода — Т-100. Ее разработали с использованием новых инструментов расчета и современных материалов. В турбине полностью переработаны конструкции всех цилиндров, их опор, роторов, узлов парораспределения и лопаточного аппарата.

    •  © geoenergetics.ru

    Весной этого года пресс-служба компании НОВАТЭК крайне лаконично известила о том, что: «НОВАТЭК получил российский патент на технологию сжижения природного газа „Арктический каскад“. Процесс сжижения обеспечивает высокую энергоэффективность за счет максимального использования арктического климата».

    Можно было бы, наверное, еще короче, но и так понятно — это информация «для своих», для тех, кто был в курсе того, что из себя представляет новая технология. Как и в случае с любым изобретением, получение патента не конечная цель, а этап, необходимый для того, чтобы можно было сделать самый важный шаг — приступить к созданию первого опытно-промышленного образца. Без практики теория мертва, а уж если изобретена новая технология — этот постулат становится вообще незыблемым.

    •  © tass.ru

    Дочерняя компания «Новатэка», ООО «Новатэк — Юрхаровнефтегаз», получила коммерческий приток газа на Няхартинском месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе мощностью 300 тыс. куб. м в сутки, говорится в сообщении компании.

    Точные запасы газа и конденсата в месторождении будут определены после анализа разведочных данных и будут представлены в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых для подтверждения в 2019 году. Месторождение находится в непосредственной близости к Юрхаровскому нефтегазоконденсатному месторождению, которое является основным добывающим активом «Новатэка».

    •  © cdn.vdmsti.ru

    «Газпром» завершил строительство морского участка газопровода «Турецкий поток».

    Дана команда на завершение строительства «Турецкого потока», после чего глава «Газпрома» распорядился с судна Pioneering Spirit спустить в воду трубу газопровода с замыкающим стыком.

    «Газпром» начал строительство морского участка газопровода «Турецкий поток» в мае 2017 года.

    Трубопровод протяженностью 930 км проходит по дну Черного моря до побережья Турции. Далее будет проложена сухопутная транзитная нитка до границы Турции с сопредельными странами протяженностью 180 км.

    •   © Фото с сайта alsimstroy.com

    •  © Фото с сайта alsimstroy.com

    В морском порту Тамань завершается строительство первой очереди терминала навалочных грузов. Строительство терминала началось в 2016 году, он предназначен для погрузки серы, угля, руды и минеральных удобрений на суда дедвейтом до 220000 тонн. К сожалению, компания «ОТЭКО» (заказчик строительства терминала) не информирует о ходе работ, поэтому фотографии стройки появляются редко и с большим опозданием.

    •   © Фото с сайта alsimstroy.com

    •  © Фото с сайта alsimstroy.com

    Строительство наземной части терминала, весна 2018 года. Фото с сайта alsimstroy.com

  • ПАО «НОВАТЭК» продолжает крупномасштабные строительные работы по возведению Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС, он же Кольская верфь) в селе Белокаменка, западный берег Кольского залива. По свежей информации затраты на строительство верфи составят 120 млрд. рублей. Создание Кольской верфи является частью проекта Арктик СПГ-2.

    Фото с квадрокоптера по состоянию на сентябрь/октябрь 2018 года, скриншот с гугл мэпс — конец августа.

    •  © pp.userapi.com

    •  © raritek.ru
    На выставке BusWorld Russia-2018 российский автопроизводитель, группа компаний «РариТЭК» представила автобус Lotos-105 CNG.

    На данный момент компанией «РариТЭК» разработан модельный ряд автобусов «Lotos-105» для городских и междугородних перевозок, использующих в качестве топлива как сжиженный, так и компримированный природный газ. Российский производитель предлагает широкий выбор исполнения интерьера салона вместимостью до 76 пассажиров. Сердцем автобуса «Lotos-105» служит ДВС Yuchai мощностью 260 л.с., отвечающий нормам ЕВРО-5. Двигатель имеет минимальный расход топлива и способен обеспечить до 800 километров пробега без дозаправки.

    Низкопольный автобус Lotos-105 CNG длиной 10,5 метров вмещает 76 пассажиров. Автобус комплектуется 260-сильным двигателем Yuchai экологического стандарта Евро-5. Разработка «РариТЭК» уже подтвердила свою надежность, приняв участие в самом протяженном автопробеге газомоторной техники по Международному транспортному коридору «Европа-Китай». Длина маршрута составляла 20 000 км.

    • порт Росток в Германии
    • порт Росток в Германии
    •  © static.esosedi.org

    Совместное предприятие НОВАТЭКа и Fluxys подписало с администрацией порта Росток в Германии соглашение об аренде земельного участка для строительства среднетоннажного СПГ-терминала в порту Росток.

    Совместное предприятие планирует осуществлять проектирование, строительство, финансирование, владение и эксплуатацию среднетоннажного терминала по перевалке СПГ (далее — «Терминал») мощностью около 300 тыс. т в год в порту города Ростока. Терминал предназначен для приема судов с СПГ, в том числе, произведенным на строящемся в настоящее время «НОВАТЭКом» СПГ-заводе в порту Высоцк, и последующей реализации продукции в автоцистернах на рынок. Также будет предусмотрена возможность бункеровки судов и перевалки СПГ на бункерные баржи.

    «Одно из направлений нашей стратегии СПГ — среднетоннажные и малотоннажные проекты, — отметил председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон, — Для нас важно построение эффективных маркетинговых каналов для реализации нашей продукции на различных рынках. Использование СПГ в качестве судового и моторного топлива вместо дизельного топлива и мазута будет способствовать снижению выбросов в атмосферу и улучшению экологии».

    •  © Фото с сайта lenobl.ru

    В Высоцке (Ленинградская область) компании «НОВАТЭК» и «Газпром» завершают строительство терминала по производству и перегрузке сжиженного природного газа (СПГ). Комплекс сжижения природного газа производительностью 660 тысяч тонн СПГ в год планируется запустить в конце 2018 года — начале 2019 года. Для хранения и погрузки СПГ предусмотрен резервуар объёмом 42 тысячи м³ и причал длиной 235 метров. Основной целью строительства нового терминала является производство СПГ для бункеровки судов в акватории Балтийского моря, а также поставка СПГ в страны Балтийского региона и Калининградскую область.

    •  © Фото с сайта lenobl.ru

    •  © vesti-yamal.ru

    НОВАТЭК сообщает, что дочернее общество Компании Novatek Gas and Power Asia Pte. Ltd. поставило на рынок Бразилии первую партию сжиженного природного газа (СПГ), произведенную на проекте «Ямал СПГ». Партия была доставлена компании Petrobras на регазификационный терминал Баия.

    «Наша стратегия маркетинга СПГ предусматривает расширение географии поставок и диверсификацию потребителей. Мы впервые доставили СПГ собственного производства на рынок Латинской Америки, и это является подтверждением эффективности нашей логистической модели и уникального географического расположения проекта „Ямал СПГ“, что позволяет нам осуществлять конкурентоспособные поставки СПГ практически в любую точку земного шара», отметил председатель правления НОВАТЭКа Леонид Михельсон.