-
Компания «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») завершила формирование наземной инфраструктуры высокоточного комплекса широкозонного функционального дополнения глобальных навигационных спутниковых систем на базе развития системы дифференциальных коррекций и мониторинга — создана сеть из 53 унифицированных станций сбора измерений.
-
Радиотелескоп РТ-13. Источник: ИПА РАН © stimul.online
В обсерватории Светлое Института прикладной астрономии (ИПА) РАН под Петербургом 4 декабря сдан в эксплуатацию радиотелескоп РТ-13. Вместе с построенными в 2014 и 2015 годах аналогичными антеннами в Иркутской области (обсерватория Бадары) и в Карачаево-Черкесии (обсерватория Зеленчукская) он образовал гигантский треугольник со сторонами 2015, 4282 и 4405 километров.
Все три телескопа объединены в единую систему под управлением суперкомпьютера, входящего в сотню самых мощных в стране, в каждой обсерватории установлен водородный эталон времени. Всё это вместе представляет собой уникальную научную установку — интерферометр.
Телескопы построены в рамках проекта «Квазар-КВО» (координатно-временное обеспечение), который реализуется для обеспечения страны фундаментальными системами координат. Подобные постоянно действующие радиоинтерферометры есть только у России и США.
-
Вячеслав Ермолин, 25 октября 2020 г.
Текущая статистика запусков
Миссия:
Запуск навигационного спутника нового поколения ГЛОНАСС-К.
Инфографика текущего запуска
-
Третий навигационный спутник нового поколения «Глонасс-К», запущенный 25 октября с космодрома Плесецк на ракете «Союз-2.1б», выведен на расчетную орбиту.
Новый спутник пополнил орбитальную группировку ГЛОНАСС. Сейчас в ее составе 28 космических аппаратов, из которых 24 используются по назначению, два находятся в орбитальном резерве, один «Глонасс-К» проходит летные испытания и еще один временно выведен на техобслуживание. В отличие от предшественников «Глонасс-К» несут два типа навигационных сигналов — с частотным и с кодовым разделением. Помимо своих основных функций они будут передавать информацию международной системы поиска и спасания терпящих бедствие КОСПАС-SARSAT.
Это был 12-й российский космический запуск, выполненный в 2020 году, и пятый — с Плесецка.
-
В соединение железнодорожных войск Восточного военного округа, дислоцированное в Амурской области, поступили беспилотные летательные аппараты.
Поступившие БЛА обладают улучшенными характеристиками, надежны и просты при эксплуатации, а также имеют повышенный ресурс работы. Ориентирование в пространстве машин осуществляется при помощи отечественной системы «ГЛОНАСС».
Новые БПЛА будут выполнять задачи по инженерной разведке местности перед возведением железнодорожных путей и мостов, а также ряд других задач, требующих участия беспилотной авиации.
-
Свыше тысячи радиостанций 6 поколения «Азарт» получили на вооружение военнослужащие общевойсковой армии Западного военного округа в рамках гособоронзаказа в 2020 году.
Радиостанции предназначены для обеспечения защищенной и засекреченной радиосвязи в тактическом звене управления, между командирами и подчинёнными подразделениями. Отличительной особенностью радиостанции является высокий уровень защищенности сигнала, для обеспечения которого радиостанция в автономном режиме меняет свою частоту каждые 45 микросекунд. К достоинствам «Азарта» относятся большая дальность устойчивой связи свыше четырех километров, в том числе на местности со сложным рельефом, независимо от погодных условий и времени года.
Радиостанции «Азарт» шестого поколения обладают возможностью передавать геолокацию при помощи системы «ГЛОНАСС», что в сочетании даёт возможность повысить эффективность управления подразделениями в ходе выполнения учебно-боевых задач. Непрерывная работа радиостанции от одной аккумуляторной батареи — до 12 часов, что в сравнении с радиостанциями предыдущего поколения позволяет вести непрерывные переговоры до 2 часов.
В течение текущего года планируется поставка еще около 1,5 тысяч радиостанций «Азарт» для соединений и воинских частей общевойсковой армии Западного военного округа.
-
Концерн «Автоматика» Госкорпорации Ростех создал устройство для защиты данных космического аппарата «Глонасс-М», который был запущен в марте 2020 года с космодрома Плесецк. Комплекс шифрования обеспечивает безопасность и надежность передачи данных по радиоканалу «земля-космос».
Программно-аппаратный комплекс в составе космического аппарата обеспечивает шифрование и декодирование информации. Соответствующая аппаратура также установлена на наземных станциях управления, пунктах приема-передачи и обработки данных.
-
Статья о запуске с портала NSF.
-
В целом с 2017 года доля применяемой Роскосмосом отечественной микроэлектроники категории space (космического назначения) в российских новых спутниках выросла с 53% до 80%.
В этом году Россия начинает переход к космическим аппаратам нового поколения — «Глонасс-К1». В них значительно увеличится доля отечественных комплектующих.
В настоящее время в российской орбитальной группировке используются спутники «Глонасс-М». 16 марта с космодрома Плесецк был запущен очередной аппарат этого типа.
Спутники третьего поколения «Глонасс-К» российской системы ГЛОНАСС обладают большей точностью определения координат. Они рассчитаны на 10 лет работы в отличие от спутников предыдущего поколения «Глонасс-М» со сроком службы в семь лет. Первый спутник «Глонасс-К» был запущен на орбиту в 2011 году, второй — в 2014 году.
-
На космодроме Плесецк накануне вечером состоялся второй в этом году запуск ракеты-носителя среднего класса «Союз-2.1Б» с навигационным космическим аппаратом «Глонасс-М». В установленное время спутник был успешно выведен на околоземную орбиту.
Управление аппаратом осуществляется наземными средствами Главного испытательного космического центра имени Г. С. Титова. С ним поддерживается устойчивая телеметрическая связь. Бортовые системы космического аппарата функционируют в штатном режиме.
-
Навигационный спутник «Глонасс-М», запущенный на орбиту 11 декабря, ввели в строй, сообщает Информационно-аналитический центр координатно-временного обеспечения ЦНИИмаш.Как отмечается в сообщении, с 11:00 космический аппарат c номером 759 используется по целевому назначению.
Ранее сообщалось, что ввод спутника в строй запланирован на 5 января. Новый аппарат заменил на орбите спутник «Глонасс-М» № 742, гарантийный срок которого истек в августе.Сейчас орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС насчитывает 28 космических аппаратов (26 «Глонасс-М» и два «Глонасс-К»). По назначению работают 23 аппарата. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами нужны 24 работающих спутника.
-
Сегодня, 27 декабря, в 02.11 по московскому времени с космодрома Плесецк в Архангельской области стартовала ракета-носитель Рокот с 4 спутниками на борту, 3 спутника связи Гонец-М и военный спутник. Запуск ракеты и выведение космических аппаратов на орбиту прошли в штатном режиме. Использован разгонный блок Бриз-КМ.
Запуск осуществило Министерство обороны России, боевой расчет Космических войск ВКС, в интересах как военной, так и гражданской стороны.
Спутники связи Гонец-М переданы на управление заказчику — АО Спутниковая система Гонец, эта компания будет управлять ими в процессе орбитального полета.
-
Разгонный блок «Фрегат» ракеты-носителя «Союз-2.1б», стартовавшей в среду с космодрома Плесецк, успешно вывел на орбиту навигационный спутник «ГЛОНАСС-М», сообщил департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.
Пуск проведен боевым расчетом космических войск Воздушно-космических сил. Затем на сопровождение ракету взяли наземные средства ВКС.
Это первый с 2002 года пуск ракеты-носителя «Союз-2» со стартового комплекса № 43/3 космодрома, прошедшего глубокую модернизацию всего наземного стартового оборудования и седьмой по счету с Плесецка в этом году.
Космический аппарат пополнил орбитальную группировку российской навигационной системы «Глонасс». Сейчас в ее составе 28 космических аппаратов, из них 22 используются по целевому назначению, два находятся на этапе летных испытаний, еще один — в резерве, а три — на техобслуживании.
-
Большинству телескопов не надо быть быстрыми. Даже несмотря на движение Земли относительно наблюдаемых объектов — это физическое явление называется параллакс, — скорость движения большинства систем для наблюдений за звёздами и другими небесными телами составляет не более нескольких градусов в час. Многие телескопы вообще не перемещают за весь сеанс наблюдения.
А вот в Санкт-Петербурге, в научно-производственном центре «Прецизионная электромеханика» университета ИТМО, создают цифровые электроприводы для телескопов и других систем наблюдения, требующих быстрого и точного перемещения.
Что же это за объекты, для наблюдения за которыми требуются такие системы?
-
Индия считает успешными итоги первого совместного проекта с Россией в области цифровизации транспорта.
tis.nhai.gov.in © tis.nhai.gov.in
Пилотный проект ( о старте которого уже писалось в «Сделано у нас») по запуску системы взимания платы на основе спутниковой навигации на одной из ключевых индийских автотрасс Дели — Мумбай, протяженностью 1419 км, успешно реализован. Об этом в рамках стратегической сессии «Логистика России и Индии — цифровой путь объединения Европы и Азии» на ВЭФ-2019 заявил объединенный секретарь министерства транспорта и шоссейных дорог Индии Абхай Дамле. Ранее технология, разработанная российскими компаниями, в том числе ООО «РТИТС», стала победителем конкурса, в котором принимал участие ряд мировых лидеров в области построения интеллектуальных транспортных систем.
-
Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех установил на российской станции «Беллинсгаузен» в Антарктиде наземные станции спутниковой связи, которые помогут повысить точность и общую надежность системы ГЛОНАСС.
Станции спутниковой связи предназначены для передачи информации от беззапросных измерительных систем, необходимых для уточнения положения спутников в космосе и определения задержек сигналов от них. Это помогает повысить точность геопозиционных данных в глобальной навигационной системе.
Новое оборудование разработано и установлено специалистами НПП «Радиосвязь», входящего в холдинг «Росэлектроника». Заказчиком выступила компания «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева.
-
В России разработали первые умные часы ГЛОНАСС, способные не только контролировать местоположение водителя с помощью навигационной системы, но и его предрейсовое состояние здоровья за счет снятия показаний пульсометра. Об этом сообщили в компании-разработчика «СпейсТим».
Инвестиции в разработку гаджета, который может стать альтернативой предрейсовому контролю водителей, составили около 30 млн рублей. В компании полагают, что спрос на новинку составит от 50 до 70 тыс. изделий в год. Применяться данный продукт может в сфере транспорта, нефтегазовом секторе и ТЭК, FMCG (товары повседневного спроса), а также на предприятиях с опасным производством.
«Часы автоматически в режиме онлайн идентифицируют водителя в машине, данные передаются диспетчеру, который понимает какое транспортное средство использует, и система автоматически сверяет эту информацию с данными путевого листа. Это своего рода „большой брат“ для водителя. Диспетчер будет знать даже когда водитель нервничает. Точность определения местоположения составит несколько метров», — привели пример использования гаджета в «СпейсТим».
-
Российские инженеры нашли альтернативу навигационной системе ГЛОНАСС, которая позволит осуществлять точное ориентирование под водой. Разработанный учеными из Саратовского государственного университета геомагнитный сенсор не только обеспечит подводные аппараты точными координатами, но и дополнительно сможет быть использован для поиска полезных ископаемых, а также исследования процессов внутри Земли.
Преимущество инновации заключается в том, что она позволит поддерживать бесперебойную связь и координирование в толще воды, где спутниковая система малоэффективна по причине затухания электромагнитных волн. И, если в подводных лодках управление может взять на себя штурман, то для беспилотных аппаратов новая система станет настоящей «находкой».
-
Амурская область с 15 июля 2019 г., а ранее, в апреле текущего года, Республика Марий Эл стали 26-м и 25-м субъектами РФ, где обеспечено постоянное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системой-112.
-
Навигационный космический аппарат «Глонасс-М», выведенный на орбиту в конце мая, начал работать по целевому назначению, сообщил в субботу информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения ЦНИИмаш.ЦНИИмаш — головной научный институт Роскосмоса, в ведении которого находится центр управления полетом российского сегмента МКС и спутников научно-прикладного назначения.
На сайте центра отмечается, что спутник «Глонасс-М» с системным номером 758 введен в эксплуатацию 22 июня. Он сменил аппарат с номером 723, который был запущен в 2007 году и проработал в 1,5 раза больше гарантийного ресурса. 19 июня спутник был переведен в орбитальный резерв.В настоящее время орбитальная группировка российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС включает 27 космических аппаратов (25 «Глонасс-М» и два «Глонасс-К»), из которых 24 работают по целевому назначению, два находятся в орбитальном резерве и один — на этапе летных испытаний. Для глобального покрытия Земли навигационными сигналами системы нужно 24 работающих спутника.