•  © pro-arctic.ru

    Консорциум томских ученых разработал аппаратно-программный комплекс для дистанционного поиска, разведки и мониторинга месторождений нефти и природного газа в Арктике.

    ТГУ выступил организатором консорциума, который создал аппаратно-программный комплекс для дистанционного поиска, разведки и мониторинга месторождений нефти и природного газа в Арктике. Он позволяет в несколько раз сократить сроки поисков углеводородов и финансовые затраты на изучение особенностей их залегания, дает возможность работать в труднодоступных местах, повышает точность построения 3D-модели месторождения и повышает рентабельность добычи полезных ископаемых.

    • Очередной успех
    • Очередной успех 'Звезды': судоверфь залкючила предварительный договор на серию газовозов для Новатэка
    •  © sudostroenie.info

    Судостроительный комплекс «Звезда» заключил предварительный договор с газовой компанией «Новатэк» на строительство 14 газововоз.

    По данным источников издания «КоммерсантЪ», соглашение предусматривает постройку 15 газовозов, 14 плюс «пилотное судно», с возможностью переуступки прав заказа.

    Отмечается, что новые газовозы будут такими же, как и для проекта «Ямал СПГ».

    •  © sudostroenie.info

    Новый газовоз СПГ класса YAMALMAX «Борис Давыдов» и танкер «Борис Соколов» впервые проходят по восточной части Севморпути без ледокольного сопровождения. Суда ледового класса держат путь в порт Сабетта.

  • Продолжение рассказа о знаковых проектах современной России…

    В продолжении темы об инфраструктурных проектах, хотелось бы отметить грандиозный проект по модернизации ТРАНССИБа и БАМа.

    •  © Фото из открытых источников

    •  © structure.mil.ru

    Отдельный морской инженерный полк создан на Северном флоте для обеспечения действий флота в Арктике. В понедельник командующий флотом адмирал передал полку боевое знамя, говорится распространенном пресс-службой флота сообщении.

    «Полк создан в соответствии с директивой начальника Генерального штаба Вооруженных сил России на основе отдельного морского инженерного батальона Северного флота в поселке Щукозеро (Мурманская область). Его основное предназначение — инженерное обеспечение действий сил и войск Северного флота в сложных арктических условиях», — сооющили на флоте.

    На вооружении полка стоит как современная, так и проверенная временем техника инженерных войск. Личный состав полка имеет отличную подготовку по специальности, что неоднократно доказывал на различных соревнованиях воинского мастерства всеармейского и международного уровня, отметили в пресс-службе флота.

    Боевое знамя от командующего получил командир части. В соответствии с ритуалом он передал воинскую реликвию знаменосцу и во главе знаменной группы совершил обход строя военнослужащих полка. После этого военные инженеры прошли торжественным маршем под боевым знаменем.

    •  © geoenergetics.ru

    5 декабря Владимир Путин в режиме телемоста запустил в эксплуатацию третий газовый промысел Бованенковского месторождения и началу работы магистрального газопровода Ухта — Торжок-2. Событие получило определенное освещение, но далеко не самое подробное, хотя, по большому счету, оно стало едва ли не самым значимым за весь этот год — как в «биографии» газовой отрасли, так и в реализации национального плана развития Арктики. Однако, прежде, чем рассказывать о геоэнергетическом значении реализации этих этапов освоения газовых месторождений Ямала, давайте познакомимся с Бованенково чуть ближе.

    Как-то так сложилось, что про этот проект пишут только тогда, когда проходят торжественные мероприятия по случаю завершения этапов его реализации, а из отдельных эпизодов целостную картину получить затруднительно. Бованенково — проект многосложный, реализация его идет непривычными методами, в истории газовой отрасли еще не было месторождений, освоение которых начиналось со строительства отдельной железной дороги длиной в несколько сотен километров, никогда так тщательно не учитывались все экологические требования. Рассказать об этом глобальном проекте, значение которого еще только предстоит понять полностью, в одной статье, конечно, невозможно, для начала стоит хотя бы в самых общих чертах увидеть весь проект целиком.

    •  © rg.ru

    В России создали арктический радиолокационный комплекс для беспилотных летательных аппаратов. Его будут применять для оперативной разведки и мониторинга Арктического региона и Северного морского пути. Занимались этим специалисты концерна «Радиотехнические и информационные системы».

    Это реконфигурируемые двух-диапазонные радиолокационные комплексы радиовидения. В них используются Р- и Х-диапазоны длин волн. Но в зависимости от требований заказчика комплекс можно реконфигурировать под различные типы воздушных носителей.

    Комплекс отличает модульная архитектура, а также уникальное соотношение массо-габаритных характеристик и небольшая потребляемая мощность. Все это дает возможность устанавливать его на самолеты разных классов, начиная от Ил-18 и вертолеты Ми-8, а также беспилотники, как типа «Альтиус» и «Орион», так и их сверхлегкие модификации, сообщил генеральный директора РТИ Максим Кузюк.

    Применение этого комплекса позволит обеспечить безопасное круглогодичное судоходство по Северному морскому пути, заниматься оперативной разведкой и мониторингом Арктического региона и Севморпути. Кроме того, радиолокационный комплекс сможет решать самые разные вопросы, начиная от выявления очагов техногенных катастроф и разливов нефтепродуктов, спасательных операций до предотвращения нарушений госграницы.

    • В Петербурге показали часть
    • В Петербурге показали часть 'Айсберга'
    •  © sudostroenie.info

    В рамках проходящего в Санкт-Петербурге международного форума «Арктика: настоящее и будущее» ЦКБ МТ «Рубин» представило макет одного из элементов подводного роботизированного комплекса «Айсберг».

    Специалисты «Рубина» изготовили действующий макет подводного транспортно-монтажного и сервисного комплекса на основе подводной лодки катамаранного исполнения.

    На стенде Объединённой судостроительной корпорации (ОСК), в России макет выставляется впервые.

    Проект «Айсберг» состоит из нескольких подпроектов, которые обеспечат полностью подводное (подледное) освоение месторождений углеводородов в зоне круглогодичного ледового покрова. Заказчик проекта — Фонд перспективных исследований (ФПИ), головной исполнитель — АО «ЦКБ «Рубин».

    •  © neftianka.ru

    Компания «Газпром нефть» сообщила о пятнадцатом миллионе тонн нефти, извлеченном на Новопортовском месторождении на Ямале, и пятисотой партии, отгруженной с терминала «Ворота Арктики». Нефть сорта Novy Port отправлена на экспорт на танкере «Штурман Скуратов» с ледовым классом Arc7. В 2018 г. среднесуточная добыча на Новопортовском достигла 19,6 тыс. т нефти.

    •  © geoenergetics.ru

    Весной этого года пресс-служба компании НОВАТЭК крайне лаконично известила о том, что: «НОВАТЭК получил российский патент на технологию сжижения природного газа „Арктический каскад“. Процесс сжижения обеспечивает высокую энергоэффективность за счет максимального использования арктического климата».

    Можно было бы, наверное, еще короче, но и так понятно — это информация «для своих», для тех, кто был в курсе того, что из себя представляет новая технология. Как и в случае с любым изобретением, получение патента не конечная цель, а этап, необходимый для того, чтобы можно было сделать самый важный шаг — приступить к созданию первого опытно-промышленного образца. Без практики теория мертва, а уж если изобретена новая технология — этот постулат становится вообще незыблемым.

    •  © rostec.ru

    Уралвагонзавод Госкорпорации Ростех разработал вездеход для устранения аварий и ремонта линий электропередачи в труднодоступных районах Крайнего Севера. Мобильный ремонтный комплекс, изготовленный для Федеральной сетевой компании ЕЭС, ускорит ликвидацию аварий и проведение ремонтных работ на линиях электропередачи.

    Кран-вездеход на базе арктического двухзвенного транспортера «Витязь», изготовленный в единственном экземпляре, будет применяться для устранения аварийных ситуаций и ремонта линий электропередачи в районах Крайнего Севера, а также в труднопроходимых местах, таких как болота, снежные целины, бездорожье, пересеченная лесистая местность. На текущий момент ремонтным подразделениям приходится использовать вертолеты или прокладывать «зимник» — дорогу, проходящую по болотам, тундре, редколесью и рекам.

    «При разработке данной техники наши специалисты учли все пожелания заказчика, а также решили целый ряд конструкторских задач, которые позволили создать уникальный ремонтный комплекс на базе арктического транспортера. Данная машина не имеет аналогов в электросетевом хозяйстве России и позволяет эффективно решать задачи, связанные с ремонтом и ликвидацией последствий аварийных ситуаций на сетевых энергообъектах», — заявил исполнительный директор Госкорпорации Ростех Олег Евтушенко.

  • Связисты Восточного военного округа развернули новую стационарную станцию спутниковой связи в Арктической зоне ответственности округа в городе Анадырь, сообщил начальник пресс-службы округа полковник Александр Гордеев.

    «Современная аппаратура позволяет осуществлять выход в связь при температуре окружающего воздуха -40 градусов и при низких углах места, что характерно для Арктической местности», — сказал он.

    Развернутая станция позволит усовершенствовать систему связи и управления подразделениями округа в данном районе и обеспечит беспрерывные защищенные каналы связи, добавил Гордеев.

  • В 2017 году судостроительный завод «СибВПКнефтегаз» (г. Омск) подписал договор с Казахстаном на изготовление на первом этапе трех судов на воздушной подушке «Арктика-3Д».

    •  © sibvpk.ru

    •  © 1prime.ru

    Ветряная электростанция начала выработку экологически чистой электроэнергии для изолированного полярного поселка Тикси, в котором сейчас проживают более 4,6 тысячи человек.

    Работа электростанции повышает надежность энергоснабжения Тикси и снижает потребление в Булунском улусе Якутии дорогостоящего привозного дизельного топлива. Экономия дизтоплива может составить до 500 тонн в год. Три ветроустановки выполнены в арктическом исполнении для работы в суровых условиях Заполярья. Они могут работать при температуре до минус 50 градусов и способны выдержать ветер скоростью до 70 метров в секунду. Оборудование произведено японской компанией Komaihaltek.

    В текущем году компании группы РусГидро начнут работы по строительству дизельной электростанции, оснащенной тремя генераторами общей мощностью 3 МВт, и системы аккумулирования электроэнергии. Затем ВЭС, дизельная электростанция и система аккумулирования электроэнергии будут объединены в единый энергетический комплекс с автоматизированной системой управления производством и распределением энергии. Мощность ветродизельного комплекса (ВДК) составит 3,9 МВт. Эксплуатировать электростанцию будет АО «Сахаэнерго» (дочернее общество ПАО «Якутскэнерго», входит в Группу РусГидро).

    • Максим Свиридов
    • Максим Свиридов
    •  © www.ruselprom.ru

    •  © Фото с сайта fleetphoto.ru

    Универсальные атомные двухосадочные ледоколы «Арктика» и «Сибирь» проекта 22220 (ЛК-60Я).

    «Арктика» — заложен 05.11.2013, спущен на воду 16.06.2016

    «Сибирь» — заложен 26.05.2015, спущен на воду 22.09.2017

    Технические характеристики:

    Водоизмещение: 25540/33540 т.

    Главные размерения: длина — 173.3 м, ширина — 34 м, осадка — 8.55/10.5 м.

    Максимальная скорость хода: 22 узла

    Мощность: 60 МВт

    Ледопроходимость: 2.8 м.

    Автономность: 6 месяцев

    Экипаж: 75 человек

    На судне имеется ангар и взлётно-посадочная площадка для вертолёта.

    Фото Сергея Лутова с сайта fleetphoto.ru 25 октября 2018 года.

    •  © function.mil.ru

    На острове Большой Шантар в Хабаровском крае военнослужащие экологического взвода Восточного военного округа завершили работы по подготовке к отправке на материк крупногабаритного металлолома. Всего собрано и подготовлено к отправке около 55 тонн металлолома.

    Основной задачей военнослужащих в текущем году было разделение больших металлических конструкций на малые части для удобства дальнейшей транспортировки.

    В будущем году спланировано прессование отработавших свой срок службы металлических конструкций. В 2020 году планируется вывезти подготовленный металлолом с острова на «Большую землю» грузовыми судами сторонних организаций.

    Экологическое подразделение округа выполняло работы по благоустройству территории в районе озера Большое.

    •  © gumrf.ru
    16 октября 2018 года в г. Санкт-Петербург в учебном городке Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова на 22 линии Васильевского острова в торжественной обстановке открылся первый в мире Центр морских арктических компетенций.

    •  © mvestnik.ru

    Гидрографическое судно Северного флота «Горизонт» под командованием капитана Виталия Хопрячкова завершило выполнение океанографических исследований в акватории морей Северного Ледовитого океана и прибыло в постоянный пункт базирования — посёлок Мишуково Мурманской области.

    Этот арктический поход стал самым долгим для флотских гидрографов за последние годы. Его продолжительность составила 70 суток.

    •  © pravdaurfo.ru

    ПAO «НОВАТЭК» сообщает, что дочернее общество Компании ООО «Арктик СПГ 3» завершило испытание первой поисковой скважины на Северо-Обском лицензионном участке в акватории Обской губы. По результатам проведенных работ открыто новое газоконденсатное месторождение.

    Запасы природного газа нового месторождения оцениваются в объеме не менее 320 млрд куб. м по российской классификации, ресурсы природного газа в районе пробуренной скважины — в объеме не менее 900 млрд куб. м. Материалы по подсчету запасов будут переданы на экспертизу в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых РФ в ноябре 2018 года.